Kanin Nos
News     History     Gallery     Contacts

TOKE-2025 - from 02.03 to 07.03 - Russia, Petrozavodsk, Lake Onego

Home
   
Loading...

Kanin Nos

Participants: Egor Volkov, Andrei Zolotarev
Total days: 12
Dates: 26.03.2016 - 06.04.2016
Planned mileage (km): 740
Track mileage (km): 1006
Brief route: Mezen - Nes - Chizh - Kiya - Shoyna - Kanin Nos - Mikulkin nose - Chizh - Nes - Mezen

Journal

 

Видео-отчет:   https://www.youtube.com/watch?v=M6jmh1Q5MUY

 

Часть1

 

Идея сходить на кайтах на Канин нос появилась пару лет назад. Основой для нее послужила популярность Териберки среди зимних кайтеров. Раз там так хорошо кататься, то чем наша тундра хуже? И ехать то до Мезени всего 400 км на машине. Время шло, картинки в Google Earth уже выучены наизусть, начал вырисовываться маршрут. Старт в 20 км от Мезени, далее вдоль берега Белого моря на мыс Канин нос, потом на мыс Микулкин нос и назад вдоль берега Чешской губы. В процессе подготовки больше всего смущал сильный ветер дующий на Канинском камне. Изучив климат, наиболее удачным временем для похода был признан самый конец марта. На том и порешили, в марте 2016 идем на Канин нос.


Старт. 25.03.16. Стартовали из Архангельска в сторону Мезени на машине, дорога была в приличном состоянии, доехали хорошо и в 30км от цели легли спать до 6 утра. Около 7 утра нам уже звонит Андрей Владимиров, они с его отцом, Александром Клавдиевичем уже нас ждут, чтоб увезти на точку старта на снегоходе. Быстро перегружаем вещи, пьем чай, и нас везут на старт.

Зная что укладывание вещей в боевой порядок займет какое то время, просим нас не ждать. Расстаемся, на случай необходимости встречи по возвращению, нас просят звонить. Меряем ветер, дует 7-8 м/с, для меня не самый лучший расклад, 18м кайту уже много, а 11 м ещё только только чтоб ехать с санями. В итоге после пары часов сборов стартуем, Андрей на Хроно 18, а я на Тревеле 11. Ветер чистый фордак, идем бакштагами, как и следовало ожидать мне ветра не хватает. Стараемся держать зимник в поле зрения. Часа через два дорога заходит в узкий лесной коридор и ныряет в лес, мы доехали до реки Сёмжа. Сворачиваемся и идем пешком. метров через 500, голос из леса зовет нас на чай. Там изба и два рыбака, видя наш не традиционный для этих мест способ передвижения решили с нами пообщаться, на тему "Кто, Откуда и Куда?". Пьем чай, беседуем, узнаем что до края леса нам ещё полтора км, а потом леса на нашем пути быть не должно. Идем дальше, но что то полтора километра не кончаются никак, в итоге оказавшись тремя километрами. По этому поводу мы решили, что полтора то это когда едешь, а когда идешь они три . Решаем что бакштагами в 8м/с я и на 18м уеду, запускаемся, едем дальше. Через километров 15 снова лес, озеро Верхнее Мглинское. Леса всего метров 200, но с кайтом не пройти, сворачиваемся снова. По озеру сначала пошли пешком, потому как берега показались заросшими сильно, а потом решили проехаться, и вскоре я увидел место, где между деревьев имелись свободные пространства метров по 10. Пробую выехать, и получаю сюрприз от кайта, меня поднимает между крылом и санями и чуть было не привозит в дерево. Но на этом сюрприз заканчивается, и мы снова в чистом поле, но дорогу визуально потеряли. Едем в направлении Неси. Несь удалось обогнуть не с первой попытки, село стоит на реке, и со всех сторон окружено непроезжими кустами и лесом. Но объезд состоялся, мы ищем место для ночевки, с учетом того чтоб связь ловила, от ветра закрыто, и дрова имелись. В итоге такое находим. Прошли 109 км по навигатору. Ещё подъезжая обратили внимания на большие стаи куропаток в окрестностях Неси. Как оказалось ночью, большая часть населения выходит на охоту, вокруг нас ездили и стреляли, стреляли и ездили, временами было страшновато, дроби палатка не помеха, но обошлось. Проснулись рано, позавтракали и поехали дальше, ветер тот же, кайты те же. После обеда замечаем ухудшение скольжения лыж и санок. К вечеру раздуло. Я уже летаю чуть не на каждом повороте. Меняем кайты на меньшие, и не едем, вообще, 5 -7 км/ч. Меняемся обратно. Ехать могу только по следам саней Андрея, иначе лыжи просто стоят. На подъезде к Шойне замечаем избу, стоит в чистом поле, решаем обследовать, в крайнем случае от ветра за ней укроемся. Посадить кайт получается только отстрелив на страховку. Меряем ветер, 8-12 м/с, многовато для 18м кайтов. Осматриваем место ночлега. Изба занесена по крышу, нахожу где дверь, и принимаюсь рыть. Отрыл, открываю, а тамбур тоже занесен, у двери по крышу, дальше - меньше. Изба в целом не плохая, только вся в изморози, а значит будет капать с потолка, и нары явно для ненцев, 150 см длиной, нам не годятся. Идем ставить палатку. Связь ловит, но только в определенной точке. Всю ночь палатку трясет сильный ветер.

 

Часть 2

 

Встаем рано, часов в 7, завтракаем. Дует 14 м/с, впервые солнечно. Звоним домой. Достаем маленькие кайты. Старт у меня получился веселый, умудрился на старте обернуть рулевую стропу вокруг трех остальных и запустить кайт в кайтлуп, отстрел кайта ситуацию спас не на 100%, стропы успели закрутиться и тяга полостью не сбросилась, плюс я запутался лыжами в оглоблях перевернутых санок. Ещё чуток и пришлось бы отстреливать кайт совсем. Андрею пришлось парковаться и идти меня спасать. Мой кайт чудом ушел в край окна и там остановился. Так одна маленькая ошибка могла наделать больших "дел". Но ситуацию разрешили, и едем дальше. У Шойны надо пересечь залив полный торосов, играем в слалом. Выезжаем на берег моря, льда совсем мало, воду видно. Вскоре возникает необходимость пересечь полосу песчаных дюн. Ветер наворотил тут таких причудливых форм с крутыми краями, пересекали очень аккуратно. А дальше начался праздник кайтинга, ветер бакштаг, покрытие ровный наст. Несемся быстро. Но, вскоре ветер стихает, и обед совмещаем со сменой кайтов, берем восемнадцатые. Рельеф меняется, на горизонте видны возвышенности, подъезжаем к Канинскому камню. Берег становится высоким, начинаются каньоны. От красоты видов захватывает дух. В одном из каньонов стоят сразу три избы, очень красивое место, и от морского ветра закрыто и река течет. 
Следующая ситуация должна начинаться словами, ставшими её лейбмотивом, "Мы с Иваном Кузмичём работали на дизеле, он мудак и я мудак, у нас дизель с... (украли)". На подъезде к очередному каньону, замечаю что у меня на санях отвязалось заднее крепление запасной пары лыж, на ходу не привязать, кайт не посадить, едем по рощам карликовых берез. Решаю каньон объехать, чтоб лыжи на спуске не потерять, объезд хорошо виден и совсем не большой по расстоянию. Андрей меня в этом не поддерживает, едет напрямик. Я каньон объезжаю, вижу объезд следующего, потом ещё одного, и ещё. По рации общаемся, я Андрея вижу на фоне моря, он меня на фоне сопок нет, у меня пузо у купола белое. Предлагаю ему держаться того же курса, и даже вижу точку где наши курсы должны пересечься. Начинаю набор высоты по сопкам, и смотрю в сторону моря, на хребет, по которому должен ехать Андрей, а там никого, и по рации тишина. Становится тревожно. Решаю не ехать на ту точку в которой представлял встречу, а ехать наперерез курсу Андрея, у него с одной стороны море, а с другой я, деться никуда не должен. Начинает усиливаться ветер, меня ощутимо дергает. Переворачиваю санки, пока возвращаю их в исходное состояние, кайт вяжется в бантик. Остреливаюсь, распутываюсь. Проходит больше часа, в рации тишина, Андрея не видать. По рации вызываю каждые 15 секунд. Пересекаю очередной перегиб рельефа, и слышу в ответ Андрея по рации. "Ты где?" спрашиваю, "На верх заехать не могу" отвечает, и тут вижу прямо под собой зеленый купол Хроно. Нашлись.... И через полчаса, у моей рации сел аккумулятор. Приехать ко мне Андрей смог через часа два, пока стропы не удлинил максимально, не поехал, под горой не дуло. Тут и заночевать решили. Строим стенку из снега, вдруг дунет, ставим палатку. Звоним домой по спутниковому телефону. Как стемнело, началось такое северное сияние, какое редко где встретишь, от него стало светло и без фонаря. Утро было солнечным и совсем без ветра. Ниже нас стоял туман. Красота неописуемая. Мимо пробегал хозяин здешних мест, песец, облаял, и побежал дальше по своим делам. Стартуем. Едва смогли поднять большие купола. Чем дальше в "горы" тем сильнее ветер. Едем по следу снегохода, я его ещё вчера приметил. По нему проходим пару каньончиков. Ветер усиливается до не приемлемой для 18м кайта силы. Мне приходится сменить купол, Андрей терпит на большом. По пути попадаются сооружения к которым ведут следы снегохода, сани с грузом обнесенные каркасом чума. Это ненцы на лето завозят груз. Самих их не видать. На горизонте видны признаки цивилизации, мачта связи. Но по координатам нам не к ней, а мимо нее.

Достигаем мыса Канин нос. Людей не видно, но видно дым. Едем к метеостанции, парковаться. Ну вот и первый человек к нам вышел. Тяну за перемычку между стропами и рвется одна из них. Кое как гашу купол за одну силовую. Прошу помочь поймать кайт. Идем знакомится, Денис, метеоролог. Подъезжает "Буран", ещё два человека удивлены нашим появлением, это работники маячной службы, Андрей и Максим. Идем на метеостанцию, пить чай. Денис кормит нас супом. Поселить нас решают у маячников, там есть свободная комната в доме. А потом все вместе едем на осмотр достопримечательностей, сразу на двух "Буранах". Смотрим на границу двух морей, Белого и Баренцева. Море спокойное, в битом льду, но иногда прилетает хорошая волна, которая закидывает на скалы небольшой айсберг, красота.... Нам показывают маяк, он сделан из лиственницы и ему уже 100 лет. Красивое сооружение. Вечером устраиваем небольшую посиделку с разговорами в гостях у Андрея. Но усталость не позволяет просидеть долго.

Утром завтракаем и выдвигаемся. Андрей на Сонике 11, я на надувной 10 ATV. Дует хорошо, курс бейдевинд, и я не могу идти одинаково круто с Андреем, слегка отконтриваюсь периодически. Плюс ко всему едем с набором высоты, я заметно устаю. Андрею приходится меня дожидаться, он в это время мерзнет. Соник припарковать он не может, слишком сильный ветер. В качестве места для обеда находим небольшой каньон. Пока едим, ветер начинает стихать, и вскоре после начала движения приходится смениться на большие купола. Время 5 вечера и я уже морально готов завершить сегодняшний переход, но решаем идти до 6, а у ветра на это свои планы, и в 17-30 он выключается. На подъезде к месту ночевки, в большом количестве виднелись следы росомах. Переживаем, не пришли бы гости на запах еды. Строю стенку из снега, в этот раз заказчик просил полукруглую, на пробу. Ужинаем и отрубаюсь. Утром дует, но Андрей выглянув наружу, совсем не радует, метров 50 максимум видно. А вдруг каньон на пути? пока в воздухе не окажемся не поймем даже. Но ехать то надо, и мы выдвигаемся, с минимальным интервалом, я за Андреем. Дорога идет слегка вниз, и вскоре видимость улучшается, не туман это был, облачность низкая, мы выше 200 метров ночевали. Проезжаем за день очень много красивых мест, вот за этим мы сюда и ехали. Вот куда надо ездить на кайтах кататься. Очень много следов зверей, росомахи, песцы, лисы. Дикий край. Подъезжаем к краю "гор" внизу лежит белое поле, которое превращается в битый лед с участками открытой воды. Море что ли? Нет, еще 10 км суши. До Микулкина носа 10 км, но цель не видать. Проезжаем 7 км и всё, ветра ноль, купола просто падают. Время 17-30, до точки 3 км, до заката чуть больше часа. Знаю по прошлым дням, что перед закатом ветер включится снова, ждем. А ветра нет. Слышим как лает собака, там куда нам надо. Ветер дают минут на 5, успеваем проехать ещё километр. Андрей его заканчивает поймав под снегом ледяной торос в устье ручья, он его принял за надув и хотел пробить носками лыж, в итоге крутнул сальто вперед со всего хода. Льдина под снегом получила название "Лобытнанга". Почему так? Спросите Андрея. Раз ветра нет, идем пешком. Но у Андрея имеются новые камуса для лыж, ещё не пробованные, решает, что самое время сейчас. А у меня камусов нет, иду пешком, временами наст не держит проваливаюсь. Темнеет окончательно, лай собаки все ближе. Но в тундре ни огонька. И тишина. Нас берут сомнения, есть ли люди на станции. Возникают варианты о росомахах-убийцах, съевших весь коллектив, кроме собаки, сломанном дизеле или уехавших на рыбалку метеорологах. Доходим до места, темно и тихо. Иду осматриваю один дом, открыто, чисто и не топлено. Хочу осмотреть второй, и слышу в нем шаги, кто то есть. Выходят два человека, нашим появлением, в столь поздний час, да ещё и пешком, крайне удивлены. Представляемся полярниками Папаниным и Маманиным идущими с Северного полюса, а потом знакомимся по настоящему. Илья и Женя приглашают нас войти. Оказывается генератор у них не круглые сутки работает, а всего половину времени, потому и тишина с темнотой. Проходим, располагаемся. Ещё один работник метеостанции, Наташа, кормит нас олениной. В итоге разговоры затягиваются до 5 утра. Всё равно по прогнозу на три дня штиль, будем отдыхать. В первый день пребывания мы осмотрели местные достопримечательности, сходили на не работающий маяк, прогулялись по литорали в отлив. Было солнечно и совсем без ветра, настоящий курорт. На второй день мы съездили в "горы" размялись, и поразвлеклись катанием по рельефу без санок. Наше пребывание на метеостанции периодически прерывалось кормлением нас всякими вкусностями в Наташином исполнении, вроде пирожков с олениной или жареной наваги. Отдых для души и тела протекал полноценно.

 

Часть 3

 

Два дня отдыха в душевной компании пролетели быстро. В дорогу нас Илья снабдил упаковкой шоколада, буханкой свежеиспеченного хлеба, и литром бензина про запас, так что теперь мы ещё дольше можем по тундре шататься. К слову сказать всю неделю южнее нас стояла сильно плюсовая погода, есть ли там снег, вот вопрос. Проводы нас домой затянулись до послеобеденного времени. Стартовали мы часа в 2. Дуло метров 9 с севера, и было пасмурно. Прощаемся, фотографируемся и выезжаем. Сразу же после старта я поймал провал ветра, умудрился упасть и сломать одну оглоблю на санях. Теперь сани жили своей жизнью. Ехали мы по берегу Чешской губы, по следам снегохода, на котором метеорологи с отпуска приехали две недели назад, поэтому каньоны проходили сходу, без разведки. Сани живущие своей жизнью периодически переворачивались, надо было вставать на ремонт. Ещё раз и остановимся, договорились мы. Раз получился шикарный, санки перевернулись в овражке, на спуске, крепко заякорившись сломанной оглоблей глубоко в мокрый снег, я упал так что лыжи получились выше головы по склону. Лежу прямо на росомашьей тропе. Несколько раз я пробовал подняться с помощью кайта, но сани мертво заякоренные не давали это сделать. В итоге кайт упал за край оврага в рощу карликовых берез, вне зоны видимости. Хорошо хоть тянуть перестал. Если вы не снимали кайт с десяти деревьев сразу по пояс в снегу, то вам меня не понять. Минут сорок ушло на исправление ситуации. Тем временем Андрей заехал на противоположный берег каньона, констатировал отсутствие ветра, под этот размер кайта, и обнаружил что боги тундры умудрились изъять из его саней термос. При том что лежал он совсем не с краю, но один из переворотов санок сделал свое дело. Так как отъехали мы уже далеко, и термос был в белом чехле, поиски решили не производить. Меняем кайты на большие, чиним оглоблю скотчем и тремя секциями лыжной палки и едем дальше. Стали попадаться участки тундры без снега, пока пятнами метров по 10 на 20, не самый лучший знак. Все больше куропаток летает вокруг, стаями. Следов хищников тоже не мало, иногда гадали, кто это, росомаха крупная или медведь маленький прошел. Периодически спугиваем лис и зайцев, разбегаются по сторонам. Ветер заметно стихает, да и время опять же, почти закат. Встаем лагерем на лед реки Хецьяха. Хороший наст позволяет быстро построить трехстороннюю стенку. Звоним домой, передаем координаты. Ужинаем гороховым супом с тушенкой, прячем продукты от возможных гостей и отрубаемся. Утро встречает нас криками куропаток, открыв палатку вижу сразу трех на берегу реки рядом с нами. Солнечно и ветрено. Завтракаем традиционной для этого похода ячневой кашей. Оказалось что если в кашу добавить грецких орехов и пару долек горького шоколада, то блюдо получается просто изумительное. Собираемся, иду распутывать кайт посаженный на березки. Чистое везение, что следов посадки на кайте нет вообще. Распутываю быстро, но то, как его шевелит ветер, кажется мне подозрительным. Не много ли дует? Меряем, и точно 11 -13, многовато для Тревела 11. Качаю надуван. Андрей достает Соника 11. Выдвигаемся. Курс бакштаг. Снега все меньше, пятна мха все больше. Наступает момент когда приходится ехать по мху. Санки с кочек вылетают очень высоко, и периодически то у меня то у Андрея переворачиваются. В один из таких моментов Соник становится вертолетом, но хорошо что не надолго, распутался. Озера по пути позволяют отдохнуть от дикого слалома по тропинкам снега между кочек. Андрей замечает что от веревки его саней осталась одна прядка, надо искать место для ремонта. А у меня как раз запасные лыжи отвязались от саней. Место находим удачное, посреди чиста поля у реки есть высокий берег, всего то метров 100 длиной. За ним и паркуемся. Андрей говорит, что если бы не берег, то соник было бы не посадить, только отстрел. Оказывается это я с надуваном на расслабоне еду полдня, а его жутко разгоняет постоянно и не контролируемо, и к обеду он успел задолбаться. Так что ремонт саней совмещаем с обедом и заменой соника на спид 4-8. Глядим на обрыв за которым спрятались и радуемся, что проезжаем его при хорошей видимости, иначе можно с него улететь как нечего делать. А он весь из раскисшей глины, так что улетевшего в палатку вечером бы не пустили. Ситуация со снегом становится чуть лучше, кочки крупнее и тропинки между ними шире. Но все ещё едем в режиме слалома, хорошо езда бакштагом позволяет маневрировать, лавироваться было бы крайне сложно. Проезжаем деревню Яжма. Погода портится, приходят снежные заряды со шквалами, видимость падает. Андрей заявляет, что по такой погоде ночевать он желает только в избе. Подъезжаем к Неси, теперь мы знаем объезд. Время только 5 вечера и мы решаем не тратить его зря. Пробуем звонить с мобильного, но видимо покрытие не самое лучшее, и Несь не по окраине объезжаем, смс приходят, звонить не получается. Во время объезда три раза пересекаем реку Несь, нагромождения льда на ней заставляют понервничать. Приходится спрыгивать со ступенек метра по полтора высотой, с санками не очень то удобно. Впервые за поход видим оленей, двое стоят и смотрят на нас. Издалека я принял их за стол со скамейкой, но потом стол поднял голову. Подъезжаем ближе, Андрей снимает на камеру. Но Олени не очень то хотят позировать, убегают в сторону. Мы едем по зимнику, по которому начинали свое движение, начались перелески, появление которых Андрей отмечает посадкой кайта на дерево, с размаху. Рассуждает, что это должно же было случится в походе, почему бы и не сейчас. Выезжаем на озеро Нижнее Мглинское, вижу на берегу крышу избы, и вспоминая пожелания напарника, и учитывая что солнце уже скоро сядет, паркуемся, идем смотреть избу. К моему удивлению, она оказывается на замке, вот уж не ожидал такого в этих местах. Значит строим стенку, ставим палатку. До места старта "всего" 55 километров. Как же это мало, когда есть ветер. Варим суп, ложимся спать. Впервые за долгое время не боимся росомах. В окрестностях Неси нами были замечены только куропатки и олени. В эту ночь в охоте участия мы не принимали.

 

Часть 4


Мы недалеко от зимника, и по нему с самого ранья ездит техника, снегоходы и ГТСки. На улице плюс, ветер есть, но не сильный. Выходим на озеро стартовать. Ехать решаем не по зимнику, а по своему треку, в этом месте мы как раз зимник теряли когда вперед ехали. Выдвигаемся. Буквально через полчаса понимаю что не еду, лыжи не скользят и кайту хватает тяги только в галфвинд, а ехать то надо бакштагами. Начинаем стропы удлинять. У Андрея эффект есть уже с 60 м стропами, а я привязал уже 90, и не еду, кайт летает, но на режим с постоянной тягой не выходит. Моментами начинает поддувать, я еду, но это совсем не надолго. Доскребаемся до озера Верхнего Мглинского, спускаемся на лед, и вижу не очень обычную картину, по зимнику едет трактор "Беларусь" без всяких прицепов. Необычное средство передвижения по тундре. До места выхода с озера доезжаю с большим трудом. Время обед, а у меня уже сил нет ехать. Перекусываем и решаю лыжи сменить на запасные, они хоть и тем же парафином когда то был покрыты, что и лыжи на которых еду, но они гораздо уже, и возможно будут меньше присасываться к сильно мокрому снегу. Выходим с озера через лес. Убираю 30 метров строп, все равно толку мало, только кайтом тяжелее рулить. Одеваю запасные лыжи. Ехать легче, но все равно Андрей едет градусов на 15 круче по ветру. По всему пути из под снега торчат муравейники, сделаны из иголок, но до ближайшего дерева от них зачастую километр или больше, вот им не лень таскать было. В борьбе со слабым ветром доехали мы до реки Сёмжа. Точнее Андрей доехал, а я последний километр пешком прошел до леса, решил что так быстрее чем на кайте. За день по прямой прошли 35 км, а по треку Андрей прошел 78, я и того больше. Вот такой эффективный бакштаг у нас. Зимник по лесу местами разворочан ГТСками до земли. На берег реки со льда поднялись с большим трудом, ногам зацепиться совсем не за что, лед, и сам подъем крутой. Мои санки затаскивали вдвоем. Один я на месте буксовал. Дошли до избы, куда нас рыбаки на чай звали в первый день, в ней никого, решили заночевать. Когда вперед шли, у избы собака крутилась, потерявшаяся. Сейчас тоже пес сидит, но другой, голодный и ноги стоптал, едва ходит, пришлось на довольствие поставить. А ночью два снегохода прикатило, собаку искали, но не ту что сидит, другую. Прямо напасть какая то, с собаками. Домой позвонили по спутнику, ветра по прогнозу совсем нет, с учетом того что сегодня он вроде как был, совсем тоскливо. Переночевали хорошо. До точки старта 24 километра по прямой. Думаем ловить снегоход или нет. Андрей настаивает, что должны выйти из леса и попробовать, вдруг ветер есть, а там уже по ситуации. Выходим запускаемся, кайт поднять можно, ехать с санками нет. Мимо едут снегоходы, а мы решаем что раз в походе так в походе, должны к старту своим ходом выйти. 24 километра для кайта совсем не расстояние, а пешком с санками на прицепе по снегоходным следам, развлечение то ещё. Скорость движения 3,5-4 км/ч несемся просто. Каждые 2 км привал. Начинает жарить солнце, раздеваемся до термобелья. Идти всё тяжелее, начинаю себя мотивировать. Хотел приключений? Получи и наслаждайся! тем более погода такая, а мог и буран быть. Уже виден на горизонте лес до которого нам надо доковылять. Навстречу едет снегоход, останавливаются, два человека. Один из них оказывается коллегой Андрея, и это его собака сидит у избы, они едут её искать. Вот такая встреча неожиданная в неожиданном месте. Едут ещё снегоходы утром проезжавшие мимо нас, останавливаются, беседуем. Недоумевают, почему мы с ними утром не поехали, давно бы уже в Мезени были. А ещё один фактор для ходьбы пешком, то, что на счетчике пути GPS 994 километра, и мы решили тысячу то осилить своим ходом. Связь появилась. Звоним Александру Клавдиевичу, просим встретить, по возможность с точки старта обещаем на попутке проехать. И как назло попуток нет. Проходим Красивое место, перелесок, священный у местного населения, тут каждый должен подарок богам тундры оставить, Андрей тесемочку от рюкзака отрезает, а я монетку положил. Вскоре и Александр Клавдиевич приехал. В Мезень приезжаем уже в темноте. По пути наши санки несколько раз просто плывут за снегоходом, на реках вода на льду. Заходим на чай. Что ночью делать человеку который прошел пешком с санями 25 км по тундре? Конечно же ехать за рулем домой 400 км по разбитой грунтовке, иначе всю прелесть похода можно и не прочувствовать. Едем домой. Утром приезжаем в Архангельск. Поход на Канин нос завершен! Всего пройдено своим ходом, на кайтах и пешком 1006 километров.

 

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #83a92c #8bb832 #1c2def