Трансарктическая экспедиция. 3-ий этап
Новости     История     Фото     Контакты

ТОКЕ-2020 - с 3 марта по 8 марта - г. Петрозаводск, акватория Онежского озера

Home
   
Загрузка...

Трансарктическая экспедиция. 3-ий этап

Участники: Корабельников Кирилл, Смуров Дмитрий
Дней: 36
Даты: 03.04.2017 - 09.05.2016
По ген. курсу (км): 1555
По треку (км): 2190
Краткий маршрут: Норильск – Хатанга – Сыскылах – Таймылыр – Тикси

Отчет

 

Не особо технический отчет 2017 года.
Норильск-Тикси

Перво-наперво хочется сказать то, чем обычно заканчивают: большое человеческое спасибо всем, кто так или иначе нас поддерживал. Родным и друзьям за их терпение и веру в наши силы, за их любовь к нам, за готовность оказать помощь в любое время и по любому поводу. Отзывчивым людям, которые встретили нас в Норильске и помогли начать путешествие, предоставив в наше распоряжение свое время, гараж и транспорт. Промысловикам, которые поили нас чаем, угощали вкусностями и предлагали ночлег в бескрайних просторах тундры. Замечательным саскылахцам, обогревшим, накормившим и всячески нам помогавшим. Жителям «иностранного поселка Тикси», которые помогли преодолеть пески Лены, дали приют, проконсультировали о местных условиях, взяли на хранение часть наших вещей и обещали поддержку в следующем году.
Низкий вам всем поклон!

Спасибо компании "RedFox" ( http://ru.redfoxoutdoor.com/ ) за помощь со снаряжением
и компании "Мир навигации" ( http://mirnavi.ru/ ) за предоставленные карты для навигатора.
Без их помощи нам было бы ощутимо труднее…

Вот уже третий год мы двигаемся с запада на восток. Позади остались Мезень, Нарьян-Мар, Воркута 2015-го года. Урал, Обская губа, Дудинка 2016-го… В этом 2017-ом: Норильск – Тикси.
TAKE
==========
(Тизер)

Пурга, заснеженные сопки, заметаемый снегом лыжный след, рядом - второй… Обрыв, под ним занесенная снегом палатка. Ветер пытается сорвать флажок, прикрепленный к стоящим рядом санкам.

00000013
------------—
Встающее солнце, бескрайние снежные просторы, два кайта целеустремленно пересекают пейзаж. Скользящие по насту и подпрыгивающие на застругах лыжи, летящий из под них снег.

00000039
-------------—
Вершина сопки, две фигуры. Над ними огромное гало в окружении мелких радуг.

P1210636  копия
=========

(Трейлер)

Санкт-Петербург. Кухня. Двое пьют сваренный в турке кофе.
- Нас двое… Поедем?
- А куда мы денемся?.. Конечно поедем!
-------------—
Два кайтера с санями подъезжают к балку на берегу реки. Радушные хозяева, незатейливый быт, горячий чай, вкусные пончики..
-------—
Сильный встречный ветер, стартует кайт, некоторое время борется с ветром, затем схлопывается и начинает падать... раскрывается, снова борется с ветром… опять схлопывается… раскрывается с резким рывком… беспорядочное чередование застругов, лыж, кайта, саней…
----—
Палатка, засыпанная снегом. Изнутри открывается полог, стряхивая снег. Все белое. Ничего не видно. Свист ветра.
- Сколько мы уже здесь сидим?
- Четвертый день пошел…

00000015
-----—
Молочная пелена. Угадывается горный рельеф. Камни.
Кайтер с санями прилип к склону, переходящему в обрыв. Пытается вернутся обратно – подняться наверх. Ветра не хватает. Санки в метре от обрыва…
Сверху голос второго: "- Держись! Сейчас приду! "
------—
Солнце в целом свете… Кайтеры переваливают через сверкающий белизной горный кряж, спускаются по склону и останавливаются. Впереди сплошной песок, надутый поверх снега…
- И что дальше?!
- 200 километров…

00000006
==========

(Спойлер)

Норильск. Радушные хозяева в роли провожающих. Двое людей под кайтами с санками на буксире слегка неуклюже начинают движенее. Постепенно скрываются за поворотом реки.
--------—
Палатка, внутри двое, снаружи - пурга. Считают запасы еды и газа.
- Ну как?
- Надо торопиться…
Молча смотрят друг на друга…
--------—
Два бородача с небольшими рюкзачками через плечо идут по бетону к трапу самолета и улыбаются. Ставят ногу на трап, оглядываются – аэропорт Тикси.
============
Продолжение следует…

Продолжение.

Отчет? Пожалуй, это сильно сказано. Скорее - не особенно связанные между собой заметки о нашей с Кириллом прогулке в апреле 2017 года. Наверняка я что-то упущу, что-то забуду, возможно, о чем-то умолчу… ;) Надеюсь, Кирилл дополнит.


Время идет, все больше экспедиционных километров остаётся позади. Кажется, что может быть нового? А вот поди ж ты…Пересказывать по порядку все 36 дней, на мой взгляд, весьма утомительно - ленив я безмерно, посему остановлюсь на наиболее запомнившихся моментах, переживаниях и особенностях этого путешествия.

Маршрут по сравнению с предыдущими увеличился в полтора раза - 1550 км. против 1000. Знакомый кайтер-экспедиционщик, познакомившись с нашими планами, дал оценку - «амбициозно»! Да, насколько я знаю, столько из наших еще никто не проходил, но дело не в этом. Тундра диктует логику маршрута, дорога сама нас тащит… Мы лишь стараемся не нарушать правила этой игры и благодарно принимаем подаренные нам впечатления. В этот раз количество дало новое качество.

По окончании маршрута у меня не было щенячьего восторга «Мы прошли! Как здорово!», аналогичного предыдущим этапам, а было чувство спокойного глубокого удовлетворения от хорошо выполненной любимой и нелегкой работы. Видимо, ощущение каникул на природе переросло за месяц в ощущение некого жизненного периода.

00000005

 

На этапе подготовки меня терзало смутное беспокойство, чего в предыдущие годы не было. Сформулировать его никак не удавалось. Реальным следствием этого беспокойства стало особенно тщательное изучение возможных вариантов отхода – где и как вдоль нитки маршрута работают аэропорты. Надо сказать, что эта информация облегчила нам принятие «судьбоносных» решений по поводу продолжения маршрута или досрочного его завершения. Потратив 20 дней на прохождение менее 700 км (от Норильска до района Хатанги) – несколько менее половины всего пути, мы всерьез задумались о дальнейших перспективах. Наличие аэропорта Саскылах на полдороги от Хатанги до Тикси помогло нам решиться на продолжение маршрута.
В итоге мы не улетели и из Саскылаха, хотя всерьез рассматривали эту возможность. Для подстраховки докупили продуктов дней на пять. Что ни говори, а приятно чувствовать за спиной их крепкое плечо. Еще запаслись на всякий случай в дополнение к имевшемуся у нас газу парой литров газового конденсата для мультитопливной горелки. Воспользоваться не довелось, еще и газа немного осталось, но тогда впереди были 500-600 км, горный кряж и хотелось подстраховаться… Мы вообще запасливые! Сидим в палатке в тепле, жрем от пуза… Только почему-то худеем…

 

Длительность прохождения маршрута увеличилась еще больше, чем километраж. 36 дней против 17-ти прошлогодних. Я никогда еще не был в пути так долго (жизненный путь в расчет принимать не будем). Это для меня ново и интересно. Субъективный вывод – никаких проблем нет пока здоров, есть запасы и возможность передвижения.


Кстати о здоровье. В это раз основной удар на себя принял Кирилл. Принял и выстоял.
Нам пришлось побороться с:
- подмороженными альпинизмом ногами Кирилла. Регулярная смена ножных химических грелок типа «теплоид» или «самогревы» рулит! Иначе - снимаются горнолыжные ботинки, а на носках иней. А носки на соседней по палатке паре ног усиленно парят, высыхая. Реальная угроза обморожения со всеми вытекающими.
- защемлением в поясничном отделе. Согревание, разрабатывание, время…
- воспаление, отек глаза и щеки, температура (возможно надуло в морозы) - Сумамед.
Каждый раз рассматривалась возможность схода, но, к счастью, до этого не дошло. Мы справлялись.

Роза ветров повернулась к нам своими шипами – шли почти все время против ветра. Северо-восток – безусловно преобладающее направление сильных и средних ветров в этом году. Собственно, это обстоятельство – встречные штили и пурга – сильно замедлило наше продвижение. В среднем, находясь на маршруте, мы проходили 45 км в день, и это против 60-ти прошлогодних. Понятно, что в какие-то дни мы не осилили и километра, а, например, во второй день маршрута за спиной оставили 180. Разница, однако!
Мы столкнулись с ситуацией, когда при сильном ветре не могли на пятерках вырезаться на ветер – максимум очень тупой бейдевинд. Приходилось ждать ослабления.
Я порвал нервюру на своем 11-ом Джокере. Кайт постепенно летел все хуже и хуже – надрыв увеличивался. Тяжело ехал в бейдевинд на пятерке. У Кирилла не летела 15-ка – надо менять D ряд, замахрился. Приходилось перераспределять груз между санями, утяжеляя то одни, то другие в зависимости от ветровых условий. Но дотянули!

Дельта Лены - самая северная точка нашего общего маршрута. Веха как-никак! Да и вообще названия рек и населенных пунктов нашего заполярья звучат для меня музыкой, оживают страницы книг, всплывают аллюзии к историческим событиям.

На подходе к Хатанге был пройден очень интересный рельеф, состоящий из находящихся в «цирках» и плотно прилегающих друг к другу озер, каждое из которых располагалось на своей высоте. Вверх – вниз – ровно (по снегу и ледовым пятнам) – опять вверх…

Форсирован горный хребтик на выходе в дельту Лены. Забавное это дело - идти по горам в тумане на встречных ветрах… Кирилл отлично проложил маршрут, но все равно пару раз в тумане пришлось искать приемлемые спуски. Вплоть до поисков пешком. Кирилл как ведущий безусловно огребал адреналин в бОльших дозах. Разок он был буквально на краю обрыва. Но и мне тоже хватило. Довольно легко на рельефе в тумане, двигаясь галсами против ветра, потерять друг друга из видимости. Тем не менее мы ни разу не потеряли ни саней, ни себя. Ни в тумане, ни с обрывов. Санки выжили и ждут продолжения маршрута в Тикси.

 

Бескрайние пески в дельте Лены… Была некоторая растерянность и досада, как в анекдоте про лягушку, шагающую по пустыне: «Ничего себе пляж отгрохали!» Мы ожидали некоторых неудобств, но настолько..!

И температура… Водка замерзала! Не то, чтобы мы такого никогда не видели… Но особенно это впечатляло на фоне предыдущих двух лет, когда пришлось столкнуться с последствиями быстрого таяния снега и любоваться пробивающейся свежей травкой.

Очень мне нравится проезжать время от времени мимо оленьих стад. Дитя урбанизации, что поделать… Олешка показали, он и счастлив. Видели мы и удивительный след (он есть на фотках). Мнения людей, его изучавших, охотников в том числе, разнятся. То ли йети, то ли росомаха, то ли белый медведь…

 

Следы… Бывало проходили по 100 км без признаков присутствия человека. Ни следа от снегохода, ни балков с чумами, ни ржавых бочек. А вот следы перепелок есть практически всегда. Тундра буквально засрана этими милыми птицами.
И да, в этот раз я гонялся на кайте за песцом. Обычно Кирилл, как первый, распугивает живность (ладно, это у меня просто со зрением и внимательностью хуже), а тут смотрю – песец, близко! Я закладываю пару галсов и выхожу на встречный ему курс. Он бежит себе… Видимо привык, что белое на белом не очень видно и считает себя невидимкой. Когда между нами осталось метров 50, он соизволил отнестись ко мне более внимательно: «Что, ты меня видишь?», но направление не изменил. Метров за 25: «Да ладно, ты меня, правда, видишь?!» Когда между нами оставалось метров 10, я начал сомневаться в собственных действиях. С одной стороны, все шло к тому, что бы потрепать песца по загривку, а с другой – может он бешенный и потому не убегает? А уколов от бешенства у нас нет… Отскочив резко в сторону буквально из под моих лыж песец в итоге оправдал себя в моих глазах. Нормальный!

Был и курьезный случай. Ночь, засыпаем.. Вдруг слышим: «хрум-хрум-хрум». Кто-то ходит вокруг палатки и все ближе, ближе… Мы поинтересовались, кого там носит? Хрум-хрум-хрум. Предложили пообщаться или проваливать. Хрум-хрум-хрум. Постучали – покричали. Хрум-хрум-хрум. Обстановка накалилась. Определенности нет. Спать невозможно. Я вылез из спальника, вооружился фонарем-фарой и колюще-режущим приспособлением и полез из палатки знакомиться. Вылез. Никого. Вроде бы удаляющееся «хрум-хрум». Обошел палатку – никого. Сделал круг метров в 25 вокруг палатки – никого, следов нет. Вернулся. Легли. Хрум! Блин! Все – глюки! Спим! Утром под палаткой нашли норку лемминга. Позднее, на другой стоянке, познакомились с его родственником уже лично – никак не хотел уходить, как мы его ни отсылали в его родную тундру. Может недостаток общения? ;)

А кульминация… Представьте: вершина сопки, вокруг до горизонта белое безмолвие, в небе легкая белесая дымка и… СОЛНЦЕ! Солнце с огромным гало. От середины вертикального гало отходит горизонтальный тор из белой дымки размером превышающим гало и образующий как бы обруч, который уходит вам за голову. Вы - в его центре, только он в небе, а вы, если еще помните, на земле. В четырех центральносимметричных местах этот обруч украшен маленькими поперечными радугами. А сверху над гало – радуга, перевернутая «рогами» вверх. Все это вместе выглядит как огромный венец, диадема. И ты чувствуешь себя случайно попавшим на какую-то космическую мистерию.


Друзья, если у вас будет возможность – познакомьтесь с тундрой!

Отчеты о предыдущих этапах:
Мезень – Нарьян-Мар – Воркута (2015 г.): http://trans-onego.ru/history/expeditions/mezen-vorkuta.html
Воркута – Обская губа – Дудинка (2016 г.): http://trans-onego.ru/history/expeditions/vorkuta-dudinka.html
Сборник отчетов о кайт-экспедициях российских команд: http://trans-onego.ru/history/expeditions.html

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #83a92c #8bb832 #1c2def