Transarctic expedition. 2st stage
News     History     Gallery     Contacts

TOKE-2024 - from 02.03 to 07.03 - Russia, Petrozavodsk, Lake Onego

Home
   
Loading...

Transarctic expedition. 2st stage

Participants: Kirill Korabelnikov, Dmitriy Smurov, Dmitriy Trefilov
Total days: 17
Dates: 13.04.2016 - 29.04.2016
Planned mileage (km): 1050
Track mileage (km): 1400
Brief route: Vorkuta - Dudinka

Journal

Похоже, мы влипли! Мы заболели тундрой. Невозможно передать эту магию, когда ты седлаешь ветер как дракона – и он переносит тебя на сотни километров за считанные дни! Это мистическое открытое пространство вокруг, когда хорошо видимая сопка кажется в 10 раз дальше, а бегущий в ста метрах заяц - белым медведем. Эту невероятную чистоту и девственность мира вокруг. Как объяснить, что чувствуешь, когда идешь вторую сотню километров одним галсом против ветра? Ничего не чувствуешь – растворяешься в воздухе, рассыпаешься по тундре вихрем снежинок из-под лыж, уносишься в эфир свистом строп. Становишься ничем – и всем. Это всё ты – всё вокруг – ты! И воздух, и звук, и снег, и ветер, и след позади, и горизонт впереди, и стрелка на GPSе на левой руке, а под лыжами круто закругляется Земля и впереди – небо!

Не спрашивайте – зачем! Мы просто открываем для себя мир. И себя для него.

 

TAKE-16-00 

Краткий технический отчет.

 

С 13 по 29 апреля 2016 г. успешно прошел второй этап, Воркута-Дудинка, Трансарктической кайт-экспедиции.

Напомню, что за 4 весенних сезона 2015-2018 годов экспедиция планирует пройти под кайтами всё северное побережье России от Архангельской обл. до Берингова пролива в автономном режиме без поддержки механического транспорта. В апреле 2015 г. был пройден маршрут от пос. Мезень Архангельской обл. до Воркуты.

 

 TAKE-16-01

 

Краткий маршрут второго этапа:

Воркута – западное подножие г. Константинов Камень – Тазовская губа – п-ов. Ямал – пос. Мыс Каменный – Обская губа – Тазовская губа – пос. Антипаюта – пос. Тухарт – р. Хета – р. Енисей – Дудинка.

За 16 полных дней, из которых ходовых было 15, по генеральному курсу пройдено 1050 км, по треку – 1400 км. Такая разница объясняется тем, что кайт – разновидность парусного вооружения, воздушный змей-буксировщик по форме похожий на параплан, только меньше и стропы у него длиннее, от 20 до 50 м.

Как всякий парусник, кайтер не может двигаться строго против ветра, а только под углом около 45° и больше к ветру, то есть, галсами. Такой курс называется бейдевинд. В отличие от парусника, кайтер не может двигаться строго по ветру, курсом фордевинд, а только галсами под углом около 20° и больше к этому направлению. Это – курс бакштаг. Самый скоростной курс, когда ветер дует перпендикулярно движению – галфвинд.

Средняя скорость составила 70 км в день по генеральному курсу. Маскимальная мгновенная скорость – 48 км/ч.

 

 TAKE-16-02

 

Основные выводы:

1. Пройденные этапы экспедиции были хорошо спланированы и пройдены. Мы не боролись за жизнь и без экстрима преодолели все, даже неожиданные, трудности.

2. Маршрут на 2017-2018 годы вполне осуществим и, самое главное, нам по силам.

3. Нужно еще более тщательно разрабатывать маршрут, планировать несколько вариантов прохождения, в зависимости от состояния и количества снега, температуры, наличия и скорости ветра.

 

TAKE-16-022

 

В этом году, после изучения доступных карт и спутниковых снимков, было два варианта выхода к Енисею, в реальности мы вышли к нему третьим путём.

Перед стартом мы мониторили ежедневные спутниковые снимки района маршрута. В результате пришлось перенести переход Тазовской губы на несколько десятков километров южнее – в месте, где это планировалось ранее, на спутниковых снимках мы обнаружили открытую воду.

Основная сложность разработки безопасного маршрута – недоступность современных карт и другой географической информации – расположения вахтовых поселков, трасс газо- и нефтепроводов, ЛЭП, зимников. Также очень полезно было бы знать маршруты и сроки, в которые местные жители-оленеводы перегоняют свои стада на северные пастбища. Мы с благодарностью примем любую информацию о регионах, через которые лежит наш путь в 2017-2018 годах.

Тактика передвижения с прошлого года не изменилась. Идем, пока есть возможность, то есть пока рельеф и видимость позволяют безопасно идти при текущей скорости ветра. Заранее не планируем мест ночевок, не привязываемся к поселкам, избам, заимкам, благо современное снаряжение позволяет быстро поставить и снять палатку практически в любых условиях. Костров не жжем, греемся в палатке горелкой.

 

 TAKE-16-03

 

Трудности, всреченные на маршруте.

Основная – мало снега. Этот год оказался еще менее снежным, чем предыдущий. Так, на восточных склонах Полярного Урала и западном побережье Ямала, по данным нескольких метеостанций, снега было в 3 раза меньше среднегодовой нормы за последние 10 лет. Как и ожидалось, в районе Константинова Камня встретились первые малоснежные участки. В каменистой долине реки Нярмаяха сильно поцарапали скользяк лыж. Но это были еще цветочки. Настоящее бесснежие ждало нас уже после Тазовской губы, на 14 день, в долине р. Юпаяха, чуть южнее вахтового поселка Южно-Солёнинского месторождения. После прекрасных белых полей возвышеннсти, разделяющей бассенйны Оби и Енисея, стали попадаться прорехи в зимнем покрывале. Буквально с каждым километром снега становилось всё меньше. Наконец остановились совсем. На первый взгляд, прохода не было видно вообще. До Енисея оставалось порядка 100 км. Было солнечно и тепло. Днем воздух прогревался до +4. Основательно запахло эвакуацией - рядом проходил зимник к месторождению. У водителя проезжающего бензовоза выяснили, что дальше снег, вроде, есть. Утром, в результате разведки в разных направлениях, нашли проход, который вывел нас к теплушкам вахтовиков-ремонткиков, обслуживающих газопровод в Норильск. Эти ребята рекомендовали ехать вдоль зимника, снег есть только там. Что мы и сделали. Вскоре стали попадаться участки леса. Если в прошлом году мы шли через лес бакштагом, то сейчас – бейдевиндом. Выяснилось, что дорога в лесу и острый бейдевинд при слабом ветре плохо сочетаются. Я посадил кайт на лиственницу. Пришлось спилить ствол цепной пилой. К вечеру пешком добрели до домика обходчиков трубы. После теплого приема, чая, небольшого концерта под гитару (один из ребят оказался автором-исполнителем), нас подвезли снегоходом около 10 км через проблемный участок – долину следующей реки, Варнгэяхи. До пос. Тухарт дошли без проблем тоже вдоль зимника. В самом поселке нас также подвезли на урале около километра до реки Хета – началась распутица и пройти пешком через оттаявший поселок с санями было невозможно.

 

TAKE-16-033

 

Вторая - на второй неделе путешествия было очень тепло, до +5 днём. Снег при такой температуре становится мягким, тяжелым и очень нескользким. Мало того, существенная часть тундры покрыта мелким кустарником, невысоким, по колено. Обычно он засыпан снегом. Сейчас он тоже был засыпан местами. Только каждая веточка растопила вокруг себя снег и вся эта структура перестала держать лыжника. Широкие длинные лыжи проваливались полностью на 20-30 см. Езда по такому покрытию более походила на водный кайтинг! Тем не менее, когда есть хороший ветер, это не помеха движению. В один из таких теплых дней мы прошли 127 км одногалсовым бейдевиндом!

 

TAKE-16-044

 

Снаряжение.

Сани. На основе горных лыж и трех п-образных стойках с базой и расстоянием между вертикальными элементами около 900 мм, развалом 3 градуса внутрь и схождением 15 мм/м. Клиренс 300 мм. Продольных элементов – по два. Санные лыжи у меня и Трефилова – даунхилы около 2 м, у Смурова – Младость 180.

Сани цеплялись за трапецию на полужесткой сцепке из металлопластиковых водопроводных труб с продетой внутри веревкой 7 мм. Такие же трубы с веревкой соединяли носки лыж и переднюю поперечную стойку для того, чтобы при наезде на препятствие лыжа не ломалась в месте крепления переднего стакана, а передавала нагрузку на металлоконструкции.

Реализация была немного разной. Поперечные стойки были сделаны из гнутой алюминиевой трубы 26х3 у меня и Димы Трефилова. У Смурова же труба была 32х3. Стойки эти крепились к установленным на лыжах стаканам с пятками. К лыжам конструкция крепилась сквозными болтами. В прошлом году у саней гнулся горизонтальный участок задних и средних поперечных стоек из-за большой вертикальной нагрузки. В этом году мы усилили каждую стойку двумя параллельными квадратными профилями 20х40х2 мм. Гнуться они перестали, но были другие поломки.

В один из первых дней сани Димы Трефилова перевернулись на одном из застругов, а потом, на другом, вернулись в исходное. При этом немного согнулись с одной стороны все 3 вертикальные элемента поперечных стоек. Это никак не помешало двигаться дальше. В Тазовской губе мы заметили трещины в продольных элементах рядов с узлами крепления их к поперечным стойкам. Мы предполагаем, что это произошло из-за несимметричной горизонтальной вибрационной нагрузки на сани при ударах одной из лыж о препятствия. Для ремонта зашли в Антипаюту и усилили лопнувшие элементы деревянным бруском примерно 40х50 мм, привязав его к поперечным стойкам кайтовыми стропами.

При подходе к пос. Тухарт, при повороте в тяжелом мокром снегу, от боковой нагрузки треснула лыжа Димы Смурова перед креплением передней стойки. Уже традиционно усилили лыжу доской, притянув её к лыже сквозными саморезами со стороны скользяка. Возможно, одна из причин этой поломки - отсутствие у Диминых саней развала внутрь, как при плуге. Это изготовители ошиблись, не сделали развал. А мы поленились поставить под крепления стаканов к саням клиновидные прокладки.

Планируем модернизировать сани, заменить все стойки на потолще и отказаться от металлических продольных элементов в пользу древесины прочных пород. И использовать лыжи попрочнее. В целом, новая усиленная конструкция саней Смурова вела себя приемлемо, деформаций мы не заметили.

К саням крепились разработанные Димой Смуровым и изготовленные в ТурМастерская.рф баулы размером 1000х500х300.

Кайты. У меня и Димы Смурова – Elf Joker4 11 и 15, Paraavis Ion 5 У Димы Трефилова - Elf Joker4 11 и 16, Aeros 6,5.

Лыжи. У двоих – Blac Crow 198 и еще одни фрирайдовые твинтипы, только покороче, около 180.

Тряпки. Современная концепция одежды для длительных походов и экспедиций – многослойность. Внешний слой – ткань с мембраной, защищающая от воды и ветра. Средний – легкие хорошо дышащие вещи с синтетическим утеплителем. И нижний – термобельё. В этом году питерская фирма Cool Zone, специализирующаяся на пошиве горнолыжной и сноубордической одежды, изготовила специально для нас кайтовые комбинезоны. Они оказались выше всяких похвал. Удобно скроенные, не мешают движению, мембрана отлично работает – даже при -20 на внутренней поверхности не было обычной для таких условий изморози. Это был внешний слой. В качестве среднего мы использовали лёгкие куртки Focus, нижнего - отличное термобельё Penguin Power Stretch фирмы Red Fox.

Спальники Arctik -30 c утеплителtv Primaloft, также фирмы Red Fox оказались не только теплыми, но и очень удобными. За всю мою аутдорную жизнь до сих пор мне не встречались изделия с таким удачно скроенным капюшоном. Конечно, еще не придумали синетику, которая могла бы сравниться с пухом по теплоизоляции, но пуховые вещи, к сожалению, не годятся для длительных мероприятий – пух медленно, но неотвратимо отсыревает и через неделю теряет едва ли не половину своих теплосберегающих свойств, а просушить вещи зимой в палатке невозможно.

Отдельное спасибо Red Fox за палатку Arctic Fox. Её ветроустойчивость превзошла наши ожидания. Будучи хорошо растянутой и прикопанной снегом по юбке, она без деформаций, искривлений и попыток сложиться выдерживала порывы до 20 м/с.

 

 TAKE-16-04

 

Питание и приготовление пищи.

Раскладка составлялась из расчета 800 г на человека в день. Меню было весьма разнообразным. На завтрак – американский Mountain Food, расфасованный в пакеты по 2 порции. Очень вкусно. Заливаешь кипяток прямо в пакет, закрываешь зиплок, через 5 минут – готово. Мы использовали за раз 2 пакета на троих. Перекус – самодельная буженина или колбаса, сникерс и пол-литра изотоника в пластиковой бутылке. Ужинов было несколько вариантов с различными крупами, макаронами, пюре и тд. Хорошо шли сублимированные блюда "Домашнее бистро" – рис и греча с разными наполнителями. Во все это добавлялся самодельный пеммикан – мясо, проваренное в топленом сале до такой степени, чтобы вода испарилась и заместилась жиром. Иногда добавляли просто сало и колбасу. Выяснилось, что при использовании высококалорийных продуктов расладку легко можно урезать до 650-700 г на человека в день. Был и спирт – 1,5 л. Выпили чуть больше литра, остальным отмечали в Дудинке.

Готовили всё это на 2 горелках: кипяток из топленого снега делали на Djetboil'е, а варили еду в котелке на обычной газовой горелке Primus. Большинство продуктов были быстрого приготовления, поэтому вторая горелка работала в основном на обогрев палатки. Когда не готовили еду, на горелку надевали инфракрасный излучатель Covea, чтобы грелся не только воздух вверху палатки, но и мы сами вокруг горелки. Всё с этим излучателем было бы хорошо, если бы не портилась горелка. От высокой температуры рассекатель горелки коробится и мощность горелки падает. Газ не экономили. Расход составил 280 г на команду в день. Но было, в основном, тепло, чуть ниже нуля. Для более холодных условий имеет смысл рассчитывать на 300-320 г в день.

 

TAKE-16-05

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #83a92c #8bb832 #1c2def