Полярные проходимцы. 1 этап
Новости     История     Фото     Контакты

ТОКЕ-2024 - с 2 марта по 7 марта - г. Петрозаводск, акватория Онежского озера

Home
   
Загрузка...

Полярные проходимцы. 1 этап

Участники: Дмитрий Ботов, Константин Епишин
Дней: 18
Даты: 05.04.2015 - 22.04.2015
По ген. курсу (км): 890
По треку (км): 0
Краткий маршрут: Мезень – Нарьян-Мар – Воркута

Отчет

 

188230-670

 

Получилось-таки!

Это был непростой и очень интересный поход. Который, к тому же завершился там, где запланировано и (уж совсем мистическим образом) в назначенную дату. 

Он собрал в себе опыт нескольких лет нашего «кайтования». Дима, Никита и я. Рыбинское водохранилище, Белое озеро, Ладога, Онега, Сегозеро, Белое море, тундра Кольского… Можно сказать, что все это была подготовка к Воркутинской экспедиции. Жаль, что Никита не смог в этот раз с нами пойти. 

Далеко не все наши кайтовые походы достигали поставленной цели. Слишком много факторов, влияющих на исход, важнейшие из которых ПОГОДА и ВРЕМЯ. Маршрут Мезень-Воркута получился на 100 процентов! И нельзя сказать, что с погодой повезло. «Халявы» не было. За три недели и пешочком топали, и против ветра рубились, и ураганы пережидали. Так что финиш в Воркуте заработан честным трудом. «Ветрозависимые» путешественники нас поймут.

Начало.

03.04 без обычных «приключений» погрузились в Архангельский поезд, и, отщелканные провожающими фотоаппаратами, поехали. 

Под вагонный чай проверяли по списку наш небогатый скарб и провизионную раскладку. Что взяли и что забыли. На этот раз не забыли ничего, кроме… Кроме моих солнцезащитных очков. Теперь я знаю, чем буду заниматься в Архангельске до отправления маршрутки.

04.04. Северный город встречает нас солнцем и температурой +5. Все тает, снега почти нет. Надеюсь, что восточнее будет холоднее.

Грузимся в маршрутку, и бегом на поиски очков. Не думал, что это окажется проблемой. Обегал все привокзальные магазинчики. Удивительно, но даже в рыболовном магазине не было этого обязательного «зимнерыбацкого» аксессуара. В итоге в вокзальном павильоне «Оптика» купил единственные солнцезащитные очки (с которыми намаялся впоследствии).

Семь часов маршрутки даже с двумя остановками на перекус – это тяжело. Талый снег, наблюдаемый всю дорогу, вселяет мерзкое чувство тревоги. Стемнело. Наконец-таки переправа через реку Мезень. Глубокая колея, заполненная снежно-водяной кашей – это наша дорога. Пару раз я думал, что засядем. Вообще непонятно, как наш микроавтобус проехал по ЭТОМУ. Умение местных драйверов вызывает уважение. Кстати, это последний рейс нашей маршрутки в сезоне. Через пару дней переправу через Мезень закроют на месяц, пока не сойдет лед и не заработает паром, добраться до большой земли можно только местными Ан-2. «Мосты сожжены».

Маршрутка подвозит нас прямо к дому Николая, с которым договаривались о заброске на снегоходе в Несь. Теплый «северный» прием. Чай с пирогами с брусникой и морошкой. Предложение попариться в баньке. Большое спасибо, Николай! Но время уже к 11 ночи, а нам еще ехать до Неси. Одеваемся в RedFox-овские пуховики и грузимся в снегоход и сани. Николай «вручает» нас Руслану – хозяину снегохода. В путь. 2 часа едем по зимнику. Яркая луна позволяет разглядеть окружающую местность. Поначалу много перелесков (под кайтом не пройти), потом больше ровного снежного покрытия. Иногда встречаются встречные снегоходы. Во время таких оттепелей, зимник больше используется ночью, когда подморозит. Вот мы и в Неси. Дом Руслана и Ирины стоит на окраине деревни. Отсюда нам завтра и стартовать (уже сегодня). До 3-х ночи хозяева потчевали нас олениной и корюшкой. Кроме того, нас заочно познакомили с Сергеем в Оме и Татьяной в Нижней Пёше (это деревеньки по нашему маршруту). 

Все! Спать!

05.04. В 8 утра позавтракали, упаковали волокуши и к 10 часам были на исходной. Прогноз как обычно наврал. Вместо обещанных 2-3 м/с сквозило в порывах до 1 м/с. Дима даже распаковывать кайт не стал. Я поднял своего 16-го эльфа, но больше для демонстрации снаряда Руслану. Было понятно, что на таком ветру не уехать. Попрощались с гостеприимными «несянами», впряглись в волокуши и потопали пехом по снегоходному следу. Следующий пункт – Вижас. 

Прошли километра четыре. Ходьба и солнце сняли с нас верхнюю одежду. Когда же подует!!! Стало появляться все больше и больше кочкарника. Учитывая +5 и яркое солнце, вид такой пятнистой тундры сильно напрягал. Тем временем порывчики север-северо-запад до 2х метров участились. Развернули большие кайты, удлинили стропы и поковыляли. Да, ездой это не назвать. Но все равно быстрее, чем пешком. Не долгой была радость катания. Через час легли в ожидании чуда. 

 

188231-670

Уж лучше бы вообще не дул. Еще пара непродолжительных заездов, перекус и окончательное спешивание. Остаток дня решено закончить пешком! На «провокации» не реагируем!!!
За пару часов до заката подул уверенный ветер 3-4м северо-запад. Идем, стиснув зубы. Вранье! Это очередная провокация! Полчаса ветер не кончается. К черту эти принципы!!! Бегом разворачиваем кайты и погнали! Ура! Будем гнать, пока не стемнеет! Час отличной езды и небесный выключатель щелкнул. И ветер, и солнце погасли. Очень удачное местечко. Урочище Толстый нос. Рядом с парковкой три небольшие елочки. Здесь и заночуем!

Быстро ставим невысокую стеночку (на всякий случай). Кушаем и спать. На завтра прогноз паршивый! Будем ходить пешком.

06.04. Проснулись, когда солнце было уже высоко. Ни малейшего намека на ветер. Неспешно собираемся с тенью надежды на появление ветра.

 

188232-670
 

Следующий пункт – Вижас. Примерно 25 км. 

Было очень жарко, и шли нагишом. 

Первую десятку протопали достаточно быстро. Благо снегоходный след не давал провалиться. Но во второй половине дня темп сильно спал. Мы высохли. Постоянно грызли снег и опаивались торфяной водой из лужиц на нагретом кочкарнике. Снега всё меньше. Идти тяжелее.

К шести часам мы успели в вижасский сельский магазин. С жажды и голодухи накупили соков, молока и хлеба. Тут же на крыльце перекусили и двинули дальше. Жара пугала и гнала дальше на восток. На реке Вижас в закатных лучах сняли местного многоногого зверя.

 

188233-670
 
Время думать о ночлеге, и тут включается уже традиционный северо-запад 3-4м/с. Гоним, невзирая на заходящее солнце. Остался час светлого времени и 20 км до Омы. Очень хочется доехать. Там нас ждет дом и теплый прием пока не знакомого Сергея. За 10 км до Омы ветер выключили. Очень обидно. Еще десятку пехом сегодня не одолеть. Пока сворачиваемся, подъехал снегоход с местным оленеводом Михаилом и его семейством. Пять минут разговоров, и он, чуть ли не силком, нас заталкивает в сани. Двадцать минут, и мы выгружаемся на окраине большого посёлка Ома. Спасибо большое!

Звонок Сергею. Его дом оказался буквально в ста метрах от нашей высадки. Приняли как родных! Посидели, пообщались, насколько позволил компромисс между вежливостью гостей и навалившейся усталостью. Поставили на зарядку гаджеты и спать. Сегодня день был неплохой, несмотря на отсутствие ветра. 25 км пешком и километров 15 под кайтом.

07.04. Встали в 8. Покушали и пешком на окраину поселка. Ночевка в доме сильно сэкономила силы и время. Мы даже волокуши не разбирали, поэтому сборы были быстрыми. Под 4-5 м юго-восток проехали около 30 км. Рискуя развесить кайты на деревьях, пересекли перелесок и, переехав речку, влетели на обрывистый берег в деревне Снопа. Деревенька небольшая, изб 15, но со своим аэродромом. Проходить её пришлось пешком, т.к. мешали провода и глубокое русло реки. После аэродрома встали под кайты и поехали на Нижнюю Пешу. Вскоре ветер довернул на восток и ослаб. Но снега стало больше, и это придало уверенности в светлом будущем. Остаток дня шли в лавировке до самой Нижней Пеши. Перед деревней ветер, как по команде, прекратился совсем. Ну что ж, и сегодня не пропустили ни минуты погоды. Идем пешком. Н. Пеша показалась очень большим населенным пунктом, вытянутым вдоль реки. Это последний очаг цивилизации на нашем пути до Нарьян-Мара. Звонок местной жительнице, Татьяне. 3 км пешком по руслу Пеши и мы в гостях.

 

188235-670
 
Похоже, мы начинаем принимать местное гостеприимство как должное. Татьяна нас накормила и познакомила со своим зятем, Сергеем, знатоком здешних мест. Он очень нам помог, указав как пройти на «Ворота» и Тиманский камень без леса. Думаю, что без его совета мы бы находились по лесам перед Тиманским кряжем немало. Топографические карты, которыми мы пользовались, в этих местах врали сильно. 

08.04. Сердечно попрощались и отчалили. Дима на «Джо11», я на «Джо16» (выяснилось, что Озон Френзи 15 на ветер идти «не хочет»). Идем бейдевинд. Перед лесным массивом при спешивании выяснилось, что у Димы в волокуше протекла бутылка с подсолнечным маслом. Много вещей пострадало от этого вроде бы безобидного продукта. Час времени и почти весь запас туалетной бумаги ушли на приведение в порядок Диминого скарба. 

Несколько перелесков, разделенных небольшими открытыми пространствами, делали бессмысленным частую смену пешего хода на кайтовый. Шли пешком по еле заметному снегоходному следу и надеялись, что уж этот-то лесок точно последний. Так продолжалось часа три, прежде чем показался Тиманский кряж и пространство пригодное для кайтинга.

 

188236-670 

Лес превратился в кустарник. Настроение пошло вверх! Окрепший ветер тянет наши штормовые кайты вверх на Тиманский камень! Наконец-таки выбрались на простор! Истосковавшись по езде, стараемся не останавливаться. Наверху покрытие – идеальный наст. Но ровное освещение в пасмурную погоду скрывает рельеф. Был неприятный момент, когда мы чуть с обрыва не убрались. Максимальную скорость не дать. Приходится осторожничать. 

На остановке обнаружил порез на своем Frenzy 9. С такими повреждениями использовать кайт нельзя. Видимо это незамеченная рана с Кольского похода. Накладываем рипстоп снаружи и изнутри. Убираем ремнабор и снова в путь.

 

188237-670
 
Темнеет. Не далеко от реки Щучья Дима нашёл хорошую ложбинку. Паркуемся здесь! Устали сильно, но ветер заставляет закапываться основательно. 

 

188239-670
 
Звонок друзьям на большую землю. Узнаем прогноз на ближайшие дни. Ужин и отбой. 

09.04. Ветер 6-8 метров юг, но очень тепло и пасмурно. Через полчаса пути переправляемся через реку и упираемся в огромную площадь кочкарника и мокрой глины с пятнами снега.

 

188240-670
 
Тундра потекла! Начало пути в Неси просто хайвэй по сравнению с этим. Что нас ждет дальше? Что делать?

Скинули лыжи и пошли осматривать окрестности в поисках маршрута сквозь черные поля. Наметили примерный путь и с надеждой, что скоро появится снег, двинули дальше. Снег, едва прикрывающий мелкий кустарник, не держит даже лыжи. И куда хватает взгляда – вид не лучше.

 

188241-670
 
Проваливаясь, падая и матерясь, прыгаем по этим полям как шахматные кони. В одном из таких прыжков Дима надорвал икроножную мышцу. Короткий отдых.

- Дима, ты как?
- Ехать вроде бы могу.

Поехали не спеша. Начал моросить дождик, и ветер ослаб. Пора сменить кайт. А то я за другом не успеваю. Дима, заметив, что я положил кайт, паркуется в полукилометре от меня. 10 минут смена Frenzy 9 на Frenzy 15. Поднимаю кайт – не едет. Еще 15 минут меняю Frenzy на Джокера 16.

Поехал. Дима – штурман с GPS-ом. Он наверняка увидел меня и вот-вот поднимет кайт. Пять минут никого, кроме меня, нет. Место, где, по-моему, парковался Дима, потеряно. Тундра однообразна, куда ни глянь. Еще минут пять катаю в ожидании. Никого. Цель дня – изба на Урдюжском озере (обозначена на карте). До неё 13 км. Возможно, Дима с травмированной ногой решил не спеша двигаться на точку. Это единственная моя версия. Принимать решение надо быстро. Уже скоро начнет темнеть. Достаю свой навигатор, забиваю точку и вперед! Со слабым попутным ветром, дождем и паршивым покрытием продвижение к точке очень медленное. Где же ты Дима!!! Догоню тебя – много чего скажу!!! Осталось 4 км до точки. Уже видно за перелеском озеро, но намокший кайт все хуже и хуже управляется. Движение к цели еще медленнее. Начинает темнеть. В двух километрах от цели упираюсь в непреодолимую преграду – глубокое русло реки с водой поверх льда. Объехать невозможно. Против слабого ветра не выйти. Спускаюсь вдоль реки к озеру, удаляясь от точки. В голове сумбур. Уже стемнело. Останавливаться на ночлег здесь, в 3-4 км от избы и продолжать поиск завтра, или пробираться в потемках через лес на озеро? Решаю идти на точку. Около часа преодолевал четырехсотметровый перелесок. Проваливаясь с лыжами по пояс, матерясь, мечтая о теплой избе и чае, выполз на озеро. До точки – 3 км. Идти нет сил. Ветер вроде бы есть. Разворачиваю при свете фонарика кайт, распутываю стропы и пытаюсь ехать практически на ощупь. Получается. Очень необычные ощущения. Кайт не видишь, а представляешь. Света фонарика хватает выхватить пучок строп 3-4 метра. 
На приборе полтора км до точки. И вдруг… показалось… нет, не показалось. Свет фонаря по направлению на точку! Это Димка!!! Наверняка уже прогрел избу и вышел на озеро маячить фонарем. Через пару минут мы встретились. Оба под кайтами. Как- то обыденно встретились. Как будто и не терялись 6 часов назад. А в душе небывалый подъем и радость. 
- Айда избу искать.

Эта же история «глазами» Димы:
- Да, погодка сегодня не из приятных. В воздухе висит какая-то взвесь, ограничивающая видимость, с неба то и дело срывается снегодождь, да и температурка уже и ночью ушла на плюс. Снег из-за пропитавшей его воды потерял прочность и предательски проваливается под лыжами. Так в очередной раз ловлю на скорости пустоту под снегом, концы лыж уходят под более плотный снег и там намертво застревают, я теряю равновесие, кайт же в это время дергает меня вперед, понимаю, что я в пространстве принимаю нелепую позу, ноги согнуты, задники лыж под 45 градусов смотрят в небо, я параллельно земле, а рюкзак настроен воткнуть меня башкой в снег! Сперва чувствую сильную боль в левой икроножной мышце, и только потом отщелкивается крепление. Я встречаюсь с землей, при этом съедаю порцию снега, и затихаю. Лежим в покое все: я, лыжи, кайт, волокуша. Надо подниматься, отвечать на вопросы Кости «как ты?», а еще и сам не понимаю «как я»! Нога болит, но вроде наступаю, остальное в порядке. Полежать бы еще, но надо выбираться из этих болот, вспахал-то неплохо – куртка уделана грязью и торфом. Двигаемся дальше. Оглядываюсь в очередной раз и не обнаруживаю Костю. Перед этим оглядывался недавно, поэтому понимаю, что между нами максимум метров 600-700. Видимо, Костя остановился сменить кайт. Положив свой, я долго вглядывался в серую мглу сзади – ничего и никого! Наверное, пора поднять крылышко и обозначить себя, в ответ никакого движения. Рядом вытянутый холмик, я решаю на него подняться, оглядеться с высоты и, если что, помашу своей ярко-желтой курткой. В конце концов, следы-то еще хорошо видны. Да, ходок из меня стал неважный. Я, хромая, заковылял на холм и стал ждать. Ну, наконец-то! Вот и кайт Константина! Когда увидел самого, начал махать руками, уверенный, что я как на ладошечке. Минуты через две я понимаю, что движется он вовсе не в мою сторону, а уходит сильно левее. Я бегом к кайту, а бежать-то и не могу, так, чуть быстрее черепахи. В панике стартую только с третьего раза мешают кустики, стропки путаются, лыжики проваливаются, упавшему надо сперва крепления отстегнуть. В общем, дал Косте фору, чтобы он мог уйти из видимости. Ладно, сейчас я его след подрежу и догоню. А следа все нет, пропустил что ли? Когда уже отчаялся стать хорошей ищейкой, обнаружил две борозды на снегу! Погоня началась! Сумерки уже сгустились основательно, но следы были четко различимы. Наверное, материт меня, что я его бросил, а тут я такой сзади из тумана «куда это мы так спешим?». Только вот зачем же так петлять, ведь ветер позволяет идти прямее!? Все время вглядываюсь вперед, там никаких махов, только однообразная серость, которая становится всё темней. Судя по полосе леса, впереди река, а перед рекой Костины следы разрезают пространство во всех направлениях. Всё, мне их в опустившейся темноте не распутать. Подъехав к реке, понимаю, что и туда лучше не соваться, каньон глубокий, а край обрыва не различить. На всякий случай напрягаю голосовые связки, вдруг он где-нибудь тут в ёлочках, в ответ тишина. Значит, дальнейшие действия по принципу «место встречи изменить нельзя». На сегодняшний вечер мы наметили выйти в точку на южной оконечности Урдюжского озера, координата этой точки есть и меня, и у него, стало быть, есть возможность проверить, как мы понимаем друг друга без слов и на расстоянии. Встретимся либо сегодня, либо как-то перекантовавшись ночь, найдемся завтра. Выше по течению я нашел удобный переход через реку и взял курс на точку. Кайт уже мокрый, летит плохо, только по натяжению строп могу понять в каком он положении, свету фонаря до него не дотянуться. Через какое-то время различаю характерный ряд березок, становится ясно — за ними озеро. До точки 180 метров, оглашаю темноту ором и вслушиваюсь. Опять меня игнорируют. Ладно, сейчас на озере подрежу следы или буду дожидаться утра. Фонарь показывает, что девственный покров озера никто не нарушал, я делаю еще один галс в сторону мыса Корга, где, согласно карте, возможно, есть изба, и беру опять курс на точку. И вот оно! Гораздо севернее из тёмного далека в мою сторону светит фонарь. Костя, как же я рад тебя видеть. Все заготовленные язвости становятся неуместны, их накрывает радость. Мы по-деловому перекидываемся какими-то фразами, и как ни в чем не бывало двигаем искать избу. 

Да! Столько раз вместе ходили и так не поняли друг друга. Стыдно! (И все равно не жалею о том, что не таскали с собой раций). 

Есть на андроиде отличное приложение «Советские военные карты». По нему вышли точно на избу. И в очередной раз повезло! Изба обжитая и даже с дровами! Мокрые, уставшие, но довольные завалились в избу в первом часу ночи. Растопили печь и развесили всё, что было на просушку. Горячий ужин, чай и дележка впечатлениями. Денёк насыщенный выпал. А поспать можно и подольше.

10.04. Проснулись около 10 часов. Ветер сильный, метров 15 и с зарядами снега. Выходить на улицу не хочется. Позвонили нашему онлайн-доктору Прюцу по поводу Димкиной ноги. Велено было день отсидеться. Ногу не грузить. На том и порешили. Выходной!

Как же хорошо в теплой избе, когда на улице такое.

 

188243-670
 
Отъедаемся, сушимся и строим дальнейший маршрут.

11.04. Дима готов идти дальше.

9 утра. Легкий минус, западный ветер 8-12 м. 

Покидаем уютный домик под названием Корга (так нам сказали встретившиеся позже оленеводы).

 

188245-670
 
Выпавший вчера снег и ночной морозец сделали своё доброе дело! По такому покрытию можно ехать! 

 

188246-670

Через пару часов небо прояснилось и ветер стих. Во время смены кайтов к нам подъехали удивленные оленеводы. Никогда раньше они таких «Птиц» не видели. Пофотографировали нас и показали, где переправа через р. Сойма с самой узкой полосой леса. 

Реку с перелеском пересекали, спешившись. После переправы пошли опять на штормовых кайтах. Русла рек, пересекающих путь, сильно тормозили нас. Неширокие, но достаточно глубокие, чтобы иногда заставлять нас переходить на пеший ход. К тому же, большинство рек – без растительности по берегам и, маскируемые ровным освещением, совершенно невидимы. Дима обвалил один раз снежный карниз, который придавил его волокушу. Я же умудрился попасть в котлован с вертикальными стенками метра три. Хорошо, что все обошлось без травм. К вечеру ветер еще усилился. И когда стало «переставлять», решили хорош! Гнездимся здесь. До спуска на Печору километров 30-40 и по реке до Нарьян-Мара еще 20. Завтра доедем. Хорошо, что не поленились и поставили хорошую стенку. Всю ночь дул сильный ветер, и к утру палатку прилично замело.

12.04. Ветер 18-22. Решили не рисковать, а переждать еще денек. Обидно, конечно, когда понимаешь, что в каких-то 60 км Нарьян-Мар, а тебе надо отсиживаться. 

13.04. Сегодня должны быть в Нарьян-Маре! Ветер немного стих. Мы достаточно быстро доехали до р. Печора и съехали в русло реки в пологом месте сильно северо-западнее Нарьяна. По руслу реки с западным ветром легко дошли до траверза с Нарьян-Маром. Опасения по поводу «турбулы» с западного берега были напрасны. Река оказалась достаточно широкой. Позвонили местному кайтеру Илье и погнали с попутным ветром в район «Искателей». И вот мы в Нарьян-Маре!!!

Половина пути!!!

 

188247-670
 
Илья встретил нас и поселил в гостиницу. Мы остановились в недорогом варианте под названием «Вахта 80». Постирались, пополнили запасы бензина и батареек. И вечером отправились в гости к Илье. Илья и Михаил – местные кайтеры и отличные северные люди! Посидели с ними за бутылочкой хорошего коньяка. Очень душевно! Парни, спасибо вам большое! 

14.04. Илья и Миша нас отвозят до начала тундры (на свой спот). Ветер запад 2-3 м. Не самый удобный, но ехать можно. Пока еще много кочкарника, но гораздо лучше, чем под Несью. Ветер периодически скисает. Ждём и едем дальше. Стараемся держаться зимника. После глубокого каньона реки Шапкина поднимаемся и ставим палатку. Ветра нет и по прогнозу на завтра штиль. Поэтому первый раз халявим и не закапываемся.

 

188249-670
 
15.04. Прогноз врет! То сильный, то слабый юго-восток. Несколько раз меняем кайты! Задолбало!!! Выяснилось, что купленные в Нарьян-Маре батарейки можно выкинуть. Садятся за час. Стали экономить. Навигатор включаем только по необходимости. В пределах видимости зимника можно вообще не включать. Ветер-таки «устаканился» северо-восток 6-7м/с. Поехали, сильно отклоняясь на юг. Но всё-таки покрывая расстояние. Два раза пересекали трубопровод и несколько раз петляющий, достаточно оживленный зимник. Водители грузовиков приветственно сигналили и притормаживали, разглядывая нас. К концу дня ясная, солнечная погода резко сменилась туманом и пронизывающим холодом. Мы повернули против ветра, чтобы компенсировать сваливание на юг. Шли очень плотно. Видимость – метров сто. 

 

188250-670
 
Через полтора часа кайты и стропы обледенели настолько, что перестали летать.

 

188251-670
 
Сами тоже слегка покрылись инеем. 

 

188252-670

Дима заметил отличную яму и парканулся. Здесь будет дом! Слегка расширили и поставили в торец ямы стенку. Всегда бы так! В палатке тоже бывает уютно, когда пыхтит примус, а в котелке побулькивает черносливовый компот. Независимое от тебя горло делает глотательные движения, предвкушая поток горячего напитка в твою утробу. Да, иногда мы становимся животными! А что делать! Так вот, поверх компота в вышеназванную ёмкость твоего тела поступает Еда, потом еще чай. Примус выключается. Ты вползаешь в спальник, и слабеющая рука гасит фонарь. Всё.

 

188254-670
 
А утром мы опять бодрячки! Здравствуй солнце, здравствуй иней, с добрым утром друг мой, ты по делу-то уже сбегал? Ну, тогда давай позавтракаем! После сборов лагеря буквально сбиваем со строп вчерашний иней. Кайты на взлёт. Сегодня ветер северо-восток и нам туда же, настраиваемся на длительную лавировку. 8-10 м/с позволяют ехать быстро, но продвижение по генеральному курсу так себе. Утром пролетаем мимо избушки, до которой вчера не дошли. Пересекаем две цепочки волчьих следов. Ничего себе зверушка! Какой же он весь, если у него такие лапки!? На одной из переправ между Димой и его кайтом, который он держал внизу, выскочил заяц и долго не мог понять, как же ему убежать, от окруживших его чудовищ. Так они и двигались вместе метров сто. Ветер к концу дня усиливался, мы меняли кайты на меньшие, пока наше движение по курсу не стало нулевым. Кайты свернули, огляделись. Вокруг была бескрайняя тундра, освещенная уже низким солнцем, которое придавало снегу розовый оттенок. Впереди виднелась сопка, по склону которой рассыпался редкий еловый лесок, укрытый от северных ветров самой сопкой. Среди этих природных форм выделялись своей угловатостью два каких-то объекта. Возникли подозрения, что это домики, из двух выбрали правый (как потом выяснилось, не прогадали), и километра через четыре топтания по снегу мы отгребали сугроб от двери. Избуха «HUSKY» оказалась чистенькой, слегка продуваемой, но с дровами. Опять пруха! 

 

188255-670
 
17.04. С утра дует очень сильно, порывы за 20, северо-восток, температура упала. Решили переждать, опять же в пользу этого такой домик. На прогулку одеваем уже пуховки и ветрозащитные куртки. 

 

188257-670
 
Ветерком нас покачивает. Так км за два прогулялись до второй избы. Она закрыта, да и состояние уже плачевное. 

 

188259-670
 
Вернувшись в свою, нарубили и накололи дров. 

 

188260-670
 
У натопленной печки досушили кое-какое барахло. Вечернее солнце в оконце, примус на столе, чай по кружкам, приятная беседа, cон. 

18.04. Утром ветерок подстих, но остается крепким, температура зимняя, где-то от 15 до 20, решаем для сугрева начать пешочком и преодолеть лесок без кайтов. За сопкой распускаем кайты и начинаем движение против ветра на северо-восток. К середине дня ветер усилился, Дима какое-то время прошел на шестом, во второй половине дня ветер перешел на север и позволил перейти на 16. Курс держали на точку, где пойма реки Колвы была широкой, дабы избежать приключений с карнизами на переправе. Вдали виднелся лесок, который при приближении оказался стадом оленей. Его охранял молодой пастух на снегоходе. Мы немного пообщались (его интересовало, не холодно ли нам в такой одежде, а насчет кайтов складывалось впечатление, что он видит их каждый день) и, объехав стадо, двинулись дальше. Переправа не вызвала затруднений. Мы еще прокатили какое-то время, пока садившееся солнце не просигналило о завершении дня. По прогнозу эта ночь должна была стать самой холодной, поэтому мы обложились в палатке кайтами, и после ужина уснули. 

19.04. Утром не хотелось вылезать из спальника. Но Воркута ждет! По традиции, в ожидании ветра мы прошли км двенадцать, пока не задул приемлемый северо-запад. Сильным он не был, поэтому шли на 16-х. Весь день простоял солнечным, и только по горизонту висела дымка. И вот к вечеру из этой дымки возникли циклопические сооружения, как потом выяснилось, принадлежавшие «Роснефти».

 

188262-670
 
При нашем приближении циклопы стали буровыми, а между двумя вышками виднелись еще сооружения. Казалось они совсем рядом, но когда через пять км разом выключили ветер, до них оставалось еще км два. Перспектива не копать яму под палатку и сократить бивачные хлопоты сформировала нам план дойти до поселка между буровыми. Правда, оставшиеся два километра оказались еще пятью, но мы-таки доползли. 
 

188263-670


Между этими объектами тянулся зимник, у шофера проезжающего грузовика мы узнали, где можно «кости бросить», тем более, что я и сам Костя. Мы были направлены «в во-о-он тот вагончик» к мастеру Сергею, который нас и определил к бульдозеристам. Надо заметить, что в данном вахтовом поселке буровики живут в более комфортабельных условиях, чем все остальные. Но мы были рады и строительским. Получив в пользование до утра нары, мы раскатали губу на нечто большее. «А где тут у вас кухня? Как уже закрыта? Но сам вагончик-то где?» И вот он решительный штурм! Побежденный гарнизон кухни в виде контрибуции выкатил нам по борщу со сметанкой, по салатику, уговорили откушать курочки с пюре, само собой с добавочкой, солененькие помидорчики, маслице на хлебушек и сладкую сдобу к чаю с компотом. Вытерев лоснящиеся рожи салфетками, мы милостиво дали согласие прийти на завтрак часиков этак в 8. Победа над кухней далась нелегко, мы попадали на нары, придерживая руками животы. Нефтедобытчики оказались теплолюбивыми созданиями, поэтому температура в вагончике поддерживалась в течение ночи близкой к температуре тела. Матрасы были очень мягкими, тело затекло и ныло, сны в этой обстановке соответствовали определению — бредятина. 

20.04. Хоть вчера и не пили, но с утра накрыло похмельное состояние. Правда, это не помешало с утра позавтракать, и с двумя пакетами продуктов (да простит нас господин Сечин) двинуться в путь. Конечно же, штиль и, конечно же, пешком! Утро пасмурное, с ограниченной видимостью. Движение в пешем строю помогло избавиться от последствий отдыха на буровой, и слегка подувший ветер мы встретили уже очнувшимися. Урок – не надо выпадать из ритма! Сначала мы шли широкими галсами, потом ветер постепенно принял направление под бакштаг, и мы бодро покатили, ориентируясь по ветру. Намечены были точки: озеро Ватъярты и далее переправа через реку Адзьва. Км за четыре до точки на Ватъярты слева из тумана к нам подошла труба и составила нам компанию, мы так и двигались параллельными курсами — нефть по трубе и кайтеры. Вместо красивого берега озера мы увидели огромный посёлок с горящими факелами. С трёх сторон сходились трубы и дороги, с четвёртой – подходила высоковольтка. 

 

188265-670
 
Мы сложились, и около часа потеряли на выпутывание из этих магистралей. За ЛЭП опять открывалась дикая тундра. Ветер начал подавать сигналы, что ему всё надоело. Мы успели проехать через стойбище пастухов прямо между чумами, одолеть переправу через Адзьву, когда, невзирая на наши просьбы, ветер выключился. Напоследок он сыграл с нами в игру «дую-не дую», когда ты, то складываешься, то поддаешься на провокацию и начинаешь елозить поперек ветра, продвигаясь по курсу на крохотные расстояния. Пешком, в лучах красивейшего заката, мы преодолели еще несколько километров. 

188266-670

 

188267-670
 
Потом, как водится, закопались. 

 

188268-670
 
С каким же удовольствием мы устраивались в своей палатке, вспоминая предыдущую ночь. Ужин и спать!
21.04. Мороз и … правильно! ШТИЛЬ!!! (сводит с ума). 

 

188270-670
 
Воркута всё ближе, но еще чертовски далеко. Вечная дилемма — сейчас посидим, а потом быстренько долетим или… Выбираем «или»! Впрягаемся в свои телеги и… вот он новый сюжет – бурлаки на тундре. Наст то держит, то нет. Временами проваливаешься в пустоты вокруг чахлых кустиков, ориентиров никаких, сбиться с курса — раз плюнуть, в горки приходится упираться и бороться с весом волокуши, а впереди бескрайность… Да-а, где же оптимизм, где же энтузиазм? Пить хочется. Чего-нибудь горяченького. Ох, телега ты моя, как же я люблю тебя. В голове калейдоскоп ясных мыслей, и ты так тянешься по тундре час за часом. Вон впереди стоит триангулятор, подойти что ли, но он ведь левей курса, ну, и что за то развлекуха. Может, от него чего-нибудь увидим. 

 

188271-670
 
У триангулятора останавливаемся, становится холодно, так как оделись для ходьбы. Дима вслушивается, ему мерещится гул мотора. Он подходит к вышке, так это не мотор, это ветерок гудит в отверстии верхней трубы. Сейчас и до нас ветер опустится! Или это опять провокация? Всё-таки начинаем одеваться и распутывать кайты. И вот мы уже несемся по тундре. Сила ветра — лучше не бывает, направление — лучше не бывает! Линия пройденного расстояния на навигаторе уверенно увеличивается. Мы проскакиваем поля сплошных застругов, голубой лёд на реке, взлетаем на крутой противоположный берег, какой-то кочкарник, огромные увалы с мягким покрытием, ровные озерки и пожираем, пожираем километры. Начинают попадаться следы снегоходов, а мы всё в движении. К вечеру ветер усилился, Дима останавливается сменить кайт. До Воркуты остается менее 50 км, время шесть часов, есть соблазн упереться и поздним вечером быть в каком-нибудь кафе. Пока товарищ меняет «снаряж», проведу-ка я разведку. Чуть дальше по курсу и севернее обнаруживаю озеро, на противоположном берегу которого угадывается строение. С этой вестью возвращаюсь к готовому двигаться дальше Дмитрию. После некоторых колебаний решаем ещё ночь провести в тундре. Галсами уходим на север к предполагаемому домику. Избушка вполне себе. На две персоны очень даже. Имеющиеся два полена решаем не жечь, и так хорошо. Долго выбираем, чем бы откушать на сей раз, всё-таки завтра возможен финиш. Бензин можно не экономить, ешь, пей, но что-то много не лезет. 

22.04. Ветер за 15. Но решаем затянуть штормовики и рубиться. Завтракаем, собираем волокуши, и спасибо вашему дому! Сдуваться даже по такому сильному ветру легко, главное, что он есть. Взлетели на крутой берег озера и встали на курс. Ветер есть, покрытие прекрасное, жаль только видимость отсутствует, хотелось бы напоследок охватить все орлиным взором. Под ногами много снегоходных следов, иногда перелетаем через колею вездехода, цивилизация все ощутимей. Жаль, что дальше двухсот метров ничего не видно. Из тумана выплывает застрявший в снегу «Камаз», водителя рядом нет. Сюр какой-то. Проносимся мимо. Сквозь туман свет солнца рассеивается, и небо сливается со снегом. При этом чудном освещении Дима не замечает надув не берегу озера и на скорости слетает с него. Брызги снега, лыжи, тело всё это догоняет и накрывает сверху волокуша. Бамс! Приведение себя в порядок много времени не занимает, ведь кони почувствовали стойло! Выкатываем на зимник, параллельно ему идет широкая снегоходная дорога с укатанным покрытием, по ней, как по хайвею, продолжаем движение, уже перейдя на большие кайты. По этой дороге, не сбрасывая скорость, пересекаем последнюю крупную реку на нашем пути. Далее зимник отклонился на север, а мы, сойдя с него, идём на точку кратчайшим путем. И вот в тумане мы начинаем различать развалины каких-то строений. Столбы, провода, вышки, в общем влетели в промзону. 

 

188272-670

Как-то внезапно завершилась активная часть нашей одиссеи! Неужели всё? Хочу еще… 
Даже какая-то тень неудовлетворения промелькнула. Но дело сделано!
До вокзала добрались на вахтовке, которая петляла около часа по пригородным промзонам. 
Купили на завтра билеты домой. Потом нас забрал местный кайт-гуру Иван Волк! Оказывается в Воркуте с 25.04 кайтовые соревнования! Иван приглашал и нас поучаствовать, но три недели отсутствия дома накопили столько дел, что жертвовать еще неделей, мы рисковать не стали. Поселились в гостинице, где уже жили сыктывкарские братья по увлечениям и духу – Володя и Саша. Еще одно удачное совпадение! 
Фото на память о Воркуте.

 

188273-670
 
И в местном кабачке.

 

188274-670
 
Друзья на вокзале в Питере организовали роскошную встречу! Очень тепло и приятно!

Хочется поблагодарить всех, кто помог нам в путешествии. А этих людей немало!

В первую очередь наши мамы, жены и дети, которые переживали за нас.

Друзья, которые поддерживали нас и оказывали информационную помощь - Иван Самойленко, Леша Кучеренко, Лена Королькова, Сергей Потемкин! 

Дима Прюц – наш постоянный доктор! 

Олег Нехорошев, который обеспечил наш поход трекерами, спутниковой связью, ежедневными прогнозами и отеческими наставлениями!

Компания Red Fox, которая одела нас для этой экспедиции!

Спасибо Николаю из Мезени, Руслану и Ирине из Неси, Сергею из Омы, Татьяне из Нижней Пеши, Илье и Михаилу из Нарьян-Мара, Ивану из Воркуты за Сердечный прием, кров и хлеб!

Оксане и Эльвире с буровой за вкуснейшую во всей тундре еду!

Спасибо всем, кто следил за нашим движением, кто переживал за нас!

Спасибо!!!

P.S. Коротко о снаряжении.
Брали, на наш взгляд, только необходимое. Из излишеств – только камера и фотоаппарат. 
Еды, горючего и батарей по раскладке на 2 недели (в Нарьян-Маре докупали). 
Горелка на бензине, топор, 2 лопаты, фирновая пила, 2 фонаря, палатка-полубочка.
Коврики – «пены» и самонадувные, спальники пуховые. 
Комплекты одежды:Red Fox (рукавицы-краги Zip Mitten THL, куртка виндблок Defender III, ветровка Alpine Ascent, Пуховая куртка Baltoro XX). 
Кайты:Джокер 4 16м и 11м Романа Любимцева, штормовые кайты - Flysurfer Outlaw 6м и Ozone Frenzy 9м. 
Лыжи:downhill 207 и 217
Средства навигации и связи:трекер inReach SE, приемники Garmin 76 и 60, спутниковый телефон (подкл. к Иридиум).
Волокуши: использовали старой, испытанной конструкции из армированного ПВХ, с замками типа ликтрос-ликпаз с двух сторон. Волокуши производства Сергея Петрушко (специалист по ПВХ лодкам).

 

188276-670

Вес упакованных волокуш примерно по 30-35кг (без учета лыж, ботинок).

Технических проблем практически не было. За исключением разлившейся бутылки подсолнечного масла все прошло без проблем. Выводы сделаны. Тару будем менять.

Можно сказать, что, в основном, набор оборудования на подобные походы «устаканился».

За сим разрешите откланяться!

Спасибо за прочтение!

Константин Епишин и Дмитрий Ботов
http://www.risk.ru/blog/205078

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #83a92c #8bb832 #1c2def